Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Аналитический обзор

Переделка НАР в корректируемые боеприпасы. Часть 2 (Россия)

22 декабря 2019 года / Владимир Карнозов / Aviation EXplorer
 

Владимир Карнозов
Аналитик

Эксперт "Aviation EXplorer"

Переделкой неуправляемых ракет (НАР) в управляемые (УР) занимались ещё в Советском Союзе. Работы проводились на нескольких типах, но на вооружение поступила лишь ракета С-25Л (1979г.) и, затем, ее улучшенный вариант С-25ЛД (1984г.).

Начало: Переделка НАР в корректируемые боеприпасы. Часть 1 (НАТО)

Советские и ранние российские разработки

Управляемая ракета С-25Л/ЛД  использовала стандартный двигательный блок, на который крепилась новая головная часть с лазерной системой наведения. Модуль управления с блоком рулей весил 42 кг, вся ракета – более трехсот килограмм. При этом использовались элементы с «настоящих» УР X-25 и Х-29Л, включая ГСН типа 24Н1. По сути дела С-25Л стала дополнением к созданной ранее линейке управляемого оружия, не особо выделяясь ценовыми показателями.

Как известно, большинство актуальных типов неуправляемых ракет удерживаются на траектории благодаря вращению вокруг своей оси, что заметно повышает устойчивость в полете, хотя и требует дополнительного расхода топлива. Осевое вращение С-25 идет с угловой скоростью порядка десяти оборотов в секунду. Чтобы оно не вызывало сбои в работе системы управления С-25Л, модуль управления с блоком рулей установили на подшипник. Тем самым обеспечивается его свободное вращение так, что в земной системе координат угловое положение блока остается неподвижным.


С-8ОФП и С-8Кор

Всплеск интереса к теме конвертации НАР в УР в новой России произошел на рубеже веков. Толчком стала презентация проекта системы авиационного ракетного оружия «Угроза» разработки НТЦ АО «АМЕТЕХ» («Автоматизация и механизация технологий»). Она прошла на международном авиакосмическом салоне «МАКС-99». Основу комплекса составляли корректируемые ракеты С-5Кор, С-8Кор и С-13Кор, созданные на базе стандартных НАР калибра 57, 80 и 122 мм, соответственно. Последние дооборудовались системами лазерного полуактивного самонаведения, подающей команды на сопла импульсной газодинамической системы управления. Стрельба велась из стандартных пусковых блоков.

Согласно задумке инженеров-конструкторов, ракеты с суффиксом «Кор» оснащались отделяемыми в полете головными частями. Этим они существенно отличались от С-24Л, С-25Л, АР-8Л, Laser Guided Zuni Rocket и им подобным. Стабилизация головной части (ГЧ) на конечном участке траектории осуществлялась с помощью оперения. Здесь речь идет не о «лепестках» стандартных НАР, а собственном хвостового оперении, которое до сепарации с двигательным отсеком хранилось в сложенном виде.

По сути, доработанная в вариант «Кор» ракета становилась двухступенчатой, где стартовый ускоритель с твердотопливным зарядом и лепестковыми стабилизаторами выступал в качестве разгонного блока. Отделившись от основного корпуса ракеты, ГЧ (по сути – отдельный корректируемый в полете боеприпас, она же – вторая ступень) наводилась на цель самолетом и вертолетом, осуществившим пуск, либо другим летательным аппаратом оборудованным аппаратурой лазерной подсветки. Эту работу мог выполнить и наземный наводчик. Продолжительность подсветки – до одной секунды.

Коррекция траектории движения проводилась импульсами миниатюрных ракетных двигателей. Это побудило зарубежных экспертов дать «Угрозе» собственное название - Russian Concept of Impulse Correction, сокращенно RCIC. Для уверенного поражения одиночной цели рекомендовалось произвести залп из нескольких ракет, с наведением одним излучателем. Круговое вероятное отклонение (КВО) составляло метр-полтора. Разработчик заявлял повышение эффективности поражения подвижных бронированных объектов по критерию "эффективность-стоимость" в три-четыре раза, и снижение расхода боеприпасов на уничтожение одной цели в пятьдесят раз.

Комплекс «Угроза» задумывался как недорогое средство малой дальности для поражения бронетехники противника сверху, в слабозащищенную крышку башни, моторного и десантного отсеков. Боевая часть (БЧ) обеспечивала пробитие брони толщиной 200 мм в случае калибра 57мм, и 400мм для 80мм. Однако сведений о поступлении ракет С-5Кор, С-8Кор и С-13Кор на вооружение в данный момент нет.

Корректируемая авиационная ракета АР-8Л

Попытку переделать стандартную НАР в управляемый снаряд предприняло и Киевское конструкторское бюро «Луч» (Украина). На основе АР-8 (советская С-8, выстреливаемая из стандартных пусковых блоков Б8М и Б8В20) там создали «корректируемую авиационную ракету» АР-8Л. Она неоднократно демонстрировалась на различных выставках еще до Майдана. Основу системы наведения АР-8Л составляет т.н. «флюгерная» полуактивная головка самонаведения, взаимодействующая с рулевым блоком. По сути, выбранные КБ «Луч» решения мало чем отличаются от использованных в Laser Guided Zuni Rocket.


Ракета АР-8Л киевского КБ "Луч"

Как и в случае с APKWS/HYDRA-70, наведение осуществляется лазерным лучом с борта летательного аппарата, либо наземным оператором. Заявляется возможность ведения огня по одиночной цели залпом из нескольких ракет. Согласно утверждениям разработчика, АР-8Л предназначена для применения с самолетов типа Су-17, Су-24, Су-25 и МиГ-27К, а также вертолётов, оснащённых системой лазерной подсветки целей.

Внедрение дополнительных элементов привело к увеличению габаритной длины снаряда на 14 см, до 1725 мм, массы – на 2,2 кг, до 14,7 кг. При этом используется кумулятивно-осколочная боевая часть весом 4,3 кг, обеспечивающая пробитие броневого листа толщиной до 400мм. При взрыве формируется поток из полтысячи осколков. Эффективная дальность пуска не изменилась и находится в пределах 1,2-4 км.

Однако все же более интересным решением представляется U.S. Navy Low-Cost Guided Imaging Rocket (LOGIR) применительно к все той же HYDRA-70. Главное ее отличие в том, что разработчики отказались от системы наведения по лазерному лучу, требующей внешнего указания, в пользу инфракрасной головки самонаведения. Словом, используется принцип «выстрелил и забыл» - ИК-головка сама обнаружит цель по тепловому полю и наведется на него. Правда, здесь возникает другая сложность: как отличить реальный танк или бронетранспортер от жилого дома, костра, легковой автомашины, не говоря уже о ложных целях?

Электронные взрыватели

Перспективным направлением совершенствования серийных боеприпасов сегодня считается замена механических взрывателей электронными («цифровыми»). При этом все остальные компоненты ракеты сохраняются. Подобная мера, конечно, не превращает летящий по баллистической траектории снаряд в корректируемый. Но может существенно повысить его поражающую способность при действии по ряду типовых целей на поле боя.

Суть новинки в том, что электронный взрыватель выполнен на основе миниатюрного вычислительного устройства (компьютерной платы). Он обрабатывает данные, поступающие от удаленных внешних устройств по специальному выделенному каналу передачи информации. Создание подобных систем стало возможным благодаря последним достижениям научно-технического прогресса. Внедрение миниатюрных компьютерных плат делает возможным так называемую «бесконтактную» загрузку данных в снаряд непосредственно перед стрельбой. Простой способ – использование «индукционной линии». Есть и более продвинутые в технологичном отношении решения.

Применение электронных взрывателей дает возможность подорвать боевую часть снаряда на оптимальном расстоянии от цели с тем, чтобы ее покрыл поток осколков. Тем самым повышается вероятность уничтожения цели. Подобные схемы уже реализованы российской промышленностью применительно к снарядам для танковых пушек калибра 125 мм. Помимо того, по всему миру активно ведутся работы по внедрению электронных взрывателей в артиллерийские системы, особенно гаубицы калибра 152-155 мм.

Напомним, что «традиционно» НАР комплектуются дистанционным взрывателем, осуществляющим подрыв боевой части на заданном удалении (по продолжительности полета), либо контактным, срабатывающим при соприкосновении. Также используются и радио-взрыватели, инициирующие подрыв БЧ на заданной высоте от земной поверхности. По нашему мнению, замена их на электронные взрыватели – вопрос времени.

Сбалансированный подход

Пока что единственным примером переделки НАР в высокоточный боеприпас, получившим широкое распространение, остается APKWS. Добиться успеха фирме BAE Systems удалось благодаря внедрению оригинальной схемы с дополнительным блоком между штатными ГЧ и двигательным отсеком, вкупе с инновационными особенностями WGU-59/B. На раннем этапе подобное решение обещало большую унификацию и экономию, чем конкурирующие проекты. В результате, однако, конечный продукт при его сегодняшней стоимости трудно назвать «дешевым».

Следующий недостаток – сравнительно небольшой заряд, несомый 70-мм ракетой. В частной беседе на одной из международных выставок, специалисты НПО «Сплав» выразили мнение: экономическая обоснованность переделки НАР в управляемый боеприпас вряд ли может быть достигнута применительно к калибру менее 100 мм. Такие хорошо защищенные цели как основной боевой танк, боевая машина пехоты, долговременная огневая точка, склад боеприпасов у передовой лучше надежно поразить одним крупным снарядом, чем залпом «мелких». Тем паче, когда для наведения используются внешние источники излучения, расположенные в относительной близости от линии фронта и подвергаемые опасности ответного огня противника. Согласитесь: потратить усилия на поиск, обнаружение, идентификацию и поражение цели прямым попаданием ракеты и при этом не добиться ее уничтожения – досадно, если выбрать самое мягкое из возможных определений.

Согласно мнению опрошенных специалистов, предпочтение при разработке новых решений следует отдать калибру 122 мм. В нем выполнена система залпового огня БМ-21 «Град» и ее современные варианты «Торнадо-Г» и «Торнадо-С», а также НАР типа С-13, которая в России относится к крупнокалиберным авиационным ракетам. Напомним, что она выстреливается из пускового блока Б-13 (Б-13Л) с пятью трубчатыми направляющими. Ранее на ее базе разрабатывались С-13Кор (из состава комплекса «Угроза») и С-13Л (опытная с лазерной ГСН).

Новинка уходящего года – отсек управления 122-мм реактивного снаряда «ОУ-122», продемонстрированный в виде полномасштабного макета на Международном военно-техническом форуме «Армия-2019» и аэрокосмическом салоне МАКС-2019. Он разработан для многозарядных систем и крепится (наворачивается) на точку крепления штатного взрывателя непосредственно перед боевым применением. При этом время подготовки занимает не более десяти минут. В результате общая длина снаряда увеличивается на несколько десятков сантиметров, масса – на двенадцать килограмм.

Отсек предназначен для повышения точности стрельбы штатными боеприпасами. Для ввода координат цели применяется аппаратура подготовки и передачи полетного задания. Система наведения ОУ-122 позволяет автоматически определять местоположение и вычислять оптимальную траекторию полета реактивных снарядов. Ее основу составляет инерционная система навигации с коррекцией точности по сигналам глобальной спутниковой системы ГЛОНАСС. Специалисты КРЭТ уточняют, что ОУ-122 использует так называемую «бесплатформенную инерционную навигационную систему», сокращенно – БИНС. Чтобы вращение ракеты вокруг своей оси не срывало работу системы управления, блок ОУ-122 устанавливается на подшипник (подобное решение впервые применили на С-25Л). Этим обеспечивается заявляемая точность – десять метров вне зависимости от дальности стрельбы.


ОУ-122

Хотя ОУ-122 разработан для РСЗО семейства БМ-21, его можно легко приспособить и на С-13. Как нас уверили представители НПО «Сплав», принцип действия и устройство неуправляемых ракет для авиации и сухопутных войск мало чем отличаются, что дает широкое поле для унификации. Заявленная точность ОУ-122 (КВО десять метров) значительно ниже рекламной цифры для APKWS, однако поражающее действие 122 мм заряда нивелирует эту разницу. Между тем, приемные модули ГЛОНАСС в массовом производстве дешевы, что дает хорошую базу для создания реально недорогого решения для рассматриваемого сегмента оружия.

Завершая обзор, следует сказать, что разработки, подобные американским, украинским и российским, также ведутся в странах Европы и в Китае. Широкий спектр средств поражения на аэрокосмическом салоне Airshow China 2018 представляли холдинги NORINCO и SCIC. Среди экспонатов были и реактивные снаряды калибра 122 мм (например, BRE-7 массой 74 кг) с отсеками управления, напоминающими «ОУ-122». Также выставлялись НАР калибра 90-мм с блоками, подобными WGU-58/B, с лазерными и электро-оптическими головками самонаведения. Помимо многозарядных пусковых блоков, они также могут выпускаться из транспортно-пусковых контейнеров с одной трубчатой направляющей, предназначенных для беспилотных летательных аппаратов.

Представляется, что будущее НАР и их переделок в управляемые боеприпасы будет тесно связано с созданием современных разведывательно-ударных систем (РУС) с широким применением беспилотных летательных аппаратов различного назначения, радиолокационных и оптических средств обнаружения и опознавания целей на поле боя и в тактической глубине боевых порядков противника. Главной задачей РУС будет быстро выявить опасный объект и точно определить его географические координаты, с автоматической передачей на огневые средства, расположенные в пределах ведения результативной стрельбы. При подобном раскладе появится большая потребность в реактивных снарядах с отсеками ОУ-122 и им подобных.

Публикации по теме:


Владимир Карнозов



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики


Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов



Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1
А.Козлов, А.Сальников
Инновационные технологии в обеспечение создания авиационных двигателей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBVHnZ
Смотрите тут - http://remont.youdo.com/repair/flat/geo/remont-kvartir-v-ivanovo/ от 2025 руб.
Здесь https://youdo.com/promo/decorationhalls/floristic/, выбирай YouDo!
Рекомендуем: http://kazan.youdo.com/lawyer/pension/ - выбирай!
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer