Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Аналитический обзор

Новейшие истребители прошлого поколения

ВВС США пополняются многоцелевыми самолетами F15EX, а ВКС России – МиГ-35С.


16 марта 2021 года / Владимир Карнозов / Aviation EXplorer
 

Владимир Карнозов
Аналитик

Эксперт "Aviation EXplorer"

Весна принесла интересные новости: 10 марта Пентагон принял у компании «Боинг» первый экземпляр F-15EX, а печатный орган МО РФ – газета «Красная Звезда» напечатала инфографику о поступлении в Воздушно-космические силы РФ партии МиГ-35С. Зачем Америке новые истребители четвертого поколения, когда ими разработаны и внедрены в серийное производство образцы следующего – пятого?

Аргументы в пользу закупки самолетов прошлого поколения высказываются различные. Рассуждая о решениях российского руководства 2018-2020 годов на параллельный выпуск Су-57 и МиГ-35С, эксперты отмечают, что эти машины взаимно дополняют друг друга, поскольку относятся, соответственно, к тяжелому и  легкому классу истребителей. А как с этим в США, где разработаны и тяжелый (F-22A Raptor) и легкий (F-35) истребители пятого поколения, но теперь принято решение о возобновлении поставки самолетов «морально устаревшего» семейства F-15? Здесь ключевую роль сыграло решение тогдашнего Президента Дональда Трампа и главы Пентагона Джеймса Мэттиса. Им откровенно не нравился ход реализации программы Joint Strike Fighter (JSF), но закрыть ее на данном этапе оказалось невозможно.

фото Boeing

Программа JSF реализуется в интересах трех видов вооруженных сил – Военно-воздушных сил (ВВС), Корпуса Морской Пехоты (КМП) и военно-морских сил (ВМС). В ходе ее выполнения создано три варианта исполнения: F-35A аэродромного базирования, F-35B с коротким разбегом и вертикальной посадкой и палубный самолет F-35C. В парке ВВС США вариант F-35A заменяет легкие истребители F-16 и штурмовики A-10, а также дополняет группировку тяжелых истребителей пятого поколения F-22A. F-35B идет на замену самолетам вертикального взлета и посадки типа «Харриер», а также F/A-18 вариантов A/C/D. F-35C дополняет F/A-18E/F на авианосцах и авиации морской пехоты.  В КМП объявили о начальной боевой готовности F-35B в июле 2015 года, а ВВС сделали аналогичное заявление по F-35A в августе 2016-го.

Поскольку закрыть JSF оказалось невозможным, дело ограничилось лишь небольшим снижением темпов закупки серийных самолетов. По сравнению с прошлыми годами, когда финансировалось приобретение по 90-93 единицы готовой продукции, в 2020-м финансовом году купили «лишь» 78. На практике речь идет о решении администрации Трампа сократить количество F-35 варианта «B» для Корпуса Морской Пехоты при сохранении прежних планов в отношении вариантов для Военно-воздушных сил и авианосной авиации.

Одновременно администрация Трампа оказала сильное давление на производителя, требуя снизить стоимость единицы серийной продукции. Сегодня стоимость свежесобранного экземпляра  - 110 млн. долларов, а летного часа - 45 тыс. долларов. Под нажимом Белого Дома, «Локхид Мартин» обещал снизить эти цифры к 2025 году до 80 млн. и 25 тыс. долларов соответственно. Правда, аналитики скептически настроены по поводу реализуемости данных обещаний.

Среди инструментов воздействия на «Локхид Мартин» было использовано повышение роли его конкурента – компании «Боинг» - в деле обеспечения потребностей ВВС США истребителями. Тем самым Трамп старался восстановить конкурентную среду, во многом утраченную после того, как «Локхид Мартин» выиграл оба конкурса по созданию самолетов пятого поколения. В результате, сегодня он выступает в роли лидера промышленности по программам F-22A и F-35.

Отдадим должное «Боингу»: там проявили инициативу и в 2018 году внесли интересное предложение по новой модификации старого самолета - F-15X. В основу положили проект F-15QA разработанный для Катара. На него имелся заказ стоимостью 12 млрд. долларов на поставку 36 машин вместе с комплектом вооружения, пакетом техподдержки и обучения личного состава. Фактически, F-15X представляет собой серийный самолет с включением в состав бортового оборудования ряда высокотехнологичных систем, запрещенных к поставке на экспорт.

Предложение получило поддержку на самом «верху». Глава Пентагона лично внес его в проект закупок на 2020 финансовый год как бы в дополнение к тому, что просили военно-воздушные силы (c сохранением запроса на 48 F-35A). Тем самым удалось избежать прямого столкновения лоббистов «Локхид Мартин» и «Боинг» при обсуждении темы в Конгрессе и получить «добро» законодателей.

Белому Дому предложение по F-15X импонировало тем, что расходы на НИОКР сводились к минимуму, поскольку разработка базового F-15QA оплачивается иностранным инвестором. Путем небольших дополнительных вложений, военно-политическое руководство США рассчитывало получить серийный самолет, удовлетворяющий, пусть не всем, но многим современным требованиям. При этом ВВС США пришлось пойти на «жертвы». Им требовалась прямая замена одноместных перехватчиков F-15C, а вариант F-15QA рассчитан на экипаж из летчика и офицера управления оружием. Ради унификации согласились сохранить двухместную кабину, потребовав доработать ее с учетом выполнения полетов со свободным задним креслом.

фото Boeing

После учета замечаний программу переименовали в F-15EX. Директор со стороны ВВС США полковник Син Дорей (Sean Dorey) говорит о ней следующим образом: «Большая боевая нагрузка, цифровые системы, открытая архитектура – все это обещает сделать F-15EX ключевым элементом нашего парка истребительной авиации, дополнив самолеты пятого поколения. Помимо прочего, машина способна нести сверхзвуковые ракеты, что дает ей возможность сыграть важную роль в будущих конфликтах, где потребуется большое напряжение сил».

Пентагон разместил стартовый заказ на F-15EX летом прошлого года, выплатив 1,2 миллиарда долларов (по другим данным – 1,1 млрд., а остальное пошло на иные цели по теме F-15) за партию из восьми машин. F-15QA впервые поднялся в небо в апреле 2020-го, а F-15EX,  под управлением летчика-испытателя компании «Боинг» Мэта Гиза (Matt “Phat” Giese) – спустя десять месяцев.

Первый полет F-15EX продолжительностью полтора часа датируется 2 февраля 2021 года.  По завершению заводских испытаний, 11 марта этот самолет перелетел с завода компании «Боинг» в Сент-Луис, штат Миссури, на авиабазу ВВС США Эглин (Eglin) во Флориде. Второй образец полетит на авиабазу Эглин в апреле, а оставшиеся шесть машин прибудут в 2023 году для прохождения войсковых испытаний.

Вот, что по данному поводу сказано в пресс-релизе ВВС США: «С целью ускорить проведение испытаний, необходимых для введения F-15EX в число образцов техники, принятых на вооружение, коллектив испытателей будет использовать результаты, полученные ранее в ходе опробирования экспортных вариантов самолетов семейства F-15. А также данные, собранные в ходе тестирования подсистем и пакетов программного обеспечения, предназначенных исключительно для внутреннего заказчика».

Если самолет успешно пройдет испытания, Пентагон приобретет 144 машины на общую сумму 23 миллиарда долларов. Этого числа достаточно для замены существующего парка F-15C/D, средний возраст которого составляет 37 лет. Оговорен опцион с доведением числа закупаемых машин до двухсот.

Вторая партия планируется к поставке в течение 2024 года. Она будет размещена на базе национальной гвардии «Кингсли Филд» (Kingsley Field), штат Орегон. Там расположена база подготовки экипажей F-15C/D, которой вскоре предстоит переучивать экипажи этих машина на новую модификацию самолета. Третья партия предназначается для размещения в течение 2025 года на соседней базе Портлэнд (Portland). Там расквартировано 142-е Воздушное Крыло, которое станет первым соединением на самолетах F-15EX.

Прибытие первого F-15EX на авиабазу ВВС США представляет собой знаковое событие для Пентагона. Старейшее авиационное издание мира журнал Flight Global отмечает: «Выбор в пользу закупки F-15EX представляется противоречивым, поскольку данный истребитель четвертого поколения не обладает пониженной радиолокационной заметностью, каковая имеется у прошлого фаворита ВВС США – истребителя F-35 фирмы «Локхид Мартин». Среди аргументов заказчика «за» F-15EX были более низкие эксплуатационные расходы, а также легкость перехода частей, вооруженных F-15C/D на улучшенный вариант базовой машины».

Действительно, выбор в пользу F-15EX при наличии таких альтернатив, как возобновление выпуска F-22A Raptor или увеличение закупок F-35, - весьма спорный. Понимая это, ВВС США ведет «разъяснительную работу», поясняя принятое решение. Главный аргумент – приемлемая стоимость и сроки выполнения программы. Пентагон принял решение увеличить закупки тактических истребителей до 72 единиц ежегодно, чтобы добиться декларируемой цели – нарастить число эскадрилий ВВС США до 386. А сделать это быстро и за приемлемую цену оказалось возможным лишь за счет самолетов четвертого поколения.

F-22A на Farnborough 2010 (фото автора)

F-22А характеризуется как истребитель пятого поколения, предназначенный для завоевания господства в воздухе. При его проектировании особое внимание уделялось выполнению боевых вылетов с глубоким проникновением в воздушное пространство противника для упреждающего обнаружения вражеских летательных аппаратов и их уничтожения на дальней дистанции до того, как те смогут оказать сопротивление. Считалось, что за счет снижения заметности самолета в радиолокационном поле и инфракрасном спектре, повысится его выживаемость, и это позволит удержать инициативу в ходе воздушного сражения.

Для своего времени F-22A был весьма продвинутым самолетом, обладавшим существенным преимуществом над серийными российскими и европейскими истребителями настолько, что Пентагон решил ограничить их выпуск в 1996–2011 годах 195 экземплярами, посчитав это количество более чем достаточным для надежного обеспечения господства в воздухе в случае военного конфликта с любым противником. Запросы на поставку самолета ближайшим союзникам, включая Японию, остались без ответа: линию сборки просто демонтировали.

Хотя производственное оборудование для выпуска F-22A сохранилось в SIAD, восстановление линии сборки требует времени и средств. Помимо того, среди авиационных экспертов есть скепсис по поводу того, а нужно ли ВВС США дополнительное количество «рэпторов»? С момента создания F-22A прошло четверть века. С тех пор научно-технический прогресс ушел далеко вперед. За счет внесения улучшений в базовые конструкции российских и европейских истребителей четвертого поколения, их маневренность значительно улучшилась. Так, что F-22A более не обладает преимуществом как минимум в ближнем воздушном бою. К тому же, развитие сенсорных технологий идет опережающими темпами. Появляются системы, способные «видеть» так называемые «незаметные» самолеты, выполненные по технологии «стелс» (stealth).

Для того, чтобы «рэптор» соответствовал современным требованиям, требуется проведение НИОКР, доработки и испытаний, а значит, большие затраты денег и времени. Анализ, проведенный американскими специалистами, показывает, что больших выгод от перезапуска производства самолета ожидать не приходится. Лучше направить средства на разработку полностью новых самолетов.

При этом перспективный истребитель лучше изначально проектировать в беспилотном варианте. Технологии достигли такого уровня, что человек становится «слабым звеном» всей системы. Искусственный интеллект решает задачи быстрее и лучше взаимодействует с сенсорными системами, такими как радар и электрооптика. А в маневренном бою беспилотный аппарат может выходить на высокие перегрузки, недопустимые для летчика.

Америка ведет разработку перспективного бомбардировщика B-21 и истребителя шестого поколения. Работы по последнему идут почти десять лет в рамках программы Next Generation Air Dominance (NGAD). 15 сентября 2020 года представитель ВВС США объявил, что ранее (предположительно, прошлым летом) состоялся первый полет полномасштабного самолета-демонстратора NGAD. Работы продолжаются в рамках отпущенного бюджета: 9 млрд. долларов с 2019 по 2025 годы. А пока полностью новый самолет не готов, заполнить «вакуум» можно выпуском улучшенного варианта истребителя четвертого поколения.

Среди альтернативных предложений также рассматривалось наращивание темпов выпуска F-35. Но на проверку это оказалось худшим решением. Во-первых, он относится к истребителям легкого класса и плохо подходит в качестве прямой замены тяжелых F-15C/D. Во-вторых, по ряду показателей самолет не дотягивает даже до обещанного уровня. Кроме того, он получился слишком сложным и дорогим.

F-35B на Farnborough 2016 (фото автора)

Начальник штаба ВВС США Девид Голдфейн (David Goldfein) так прокомментировал ситуацию: «Если бы у нас было больше денег, то мы купили бы F-35. Но отпущенного финансирования хватит только на 72 машины. Поэтому нам следует рассматривать тему с позиции стоимости и лучшей эффективности вложения средств».

Правда, F-15EX установочной партии из восьми машин получились дороже серийного F-35A. C учетом НИОКР и испытаний, они обошлись Пентагону по 150 млн. долларов, против 110 за F-35. Однако «Боинг» готов отдавать серийные образцы за 80 миллионов «пустыми» и за 90 –  с комплектом запчастей и пакетом техобслуживания, что близко к обещаниям «Локхид Мартин» по F-35A «образца 2025 года». Но F-15EХ обладает большей размерностью и существенно превосходит F-35A как носитель боевой нагрузки, а также в качестве кинетической платформы для запуска ракет, особенно перспективных гиперзвуковых. Ещё один важный аргумент - расчетный ресурс планера F-35A составляет 8 тыс. летных часов против 20 тыс. у F-15EX.

Запуск производства F-15EX интересен Пентагону еще и тем, что его ведет иной поставщик, используя собственные производственные мощности. Разместив крупные заказы сразу на двух линиях, ВВС США рассчитывают в ближайшей перспективе получить больше серийной продукции.

Защищая инициативу бывшего руководства Пентагона по включению F-15EX в перечень закупок новой техники, ВВС США утверждают, что этот самолет не заменит, а дополнит F-35А. Во-первых, финансовое планирование по программе JSF идет на долговременной основе с выделением очередных бюджетных средств на перспективу в пять лет и более. Во-вторых, ВВС США сохраняет верность ранее принятым планам по закупке общего количества  F-35A – 1765 единиц. В-третьих, самолеты имеют свои сильные стороны. Для F-35 это – низкая заметность благодаря широкому применению технологий «Stealth» и высокому качеству обработки информации о целях, получаемой с различных систем обнаружения («sensor fusion»). А сильная сторона F-15EX – большая боевая нагрузка и повышенный радиус действия.

Вот так выглядит тема F-15EX на фоне других программ американских истребителей. Запрос Пентагона на выделение финансовых средств в 2020 финансовом году начинается с утверждения: «Уровень технических характеристик систем вооружения США не имеет себе равных, тем самым гарантируя, что в случае конфликта американская армия получит тактическое преимущество в средствах ведения боя над любым противником при любом раскладе». Из более, чем 700 миллиардного бюджета Пентагона, на закупки и совершенствование боевой авиации запрошено 57.7 млрд. (23% всех инвестиций в новое оружие, без учета средств поражения). Согласно документу, F-35 сохраняет статус крупнейшей авиационной программы с годовым бюджетом 11,2 млрд. долларов. Соответствующие цифры прошлых лет варьировались в пределах 11-13 млрд. Этого оказалось достаточным для закупки 90 самолетов в 2018 году, 93 в 2019-м и 78 в 2020-м.

На закупки палубных истребителей четвертого поколения семейства F/A-18E/F, по 24 ежегодно, стабильно выделяется по 2 млрд. долларов. Другими крупными программами выступают F-22A с годовыми тратами в пределах 800-900 млн. Производство этих машин давно закончено, поэтому речь идет только о ремонте и модернизации. До недавнего времени такая же ситуация была и с семейством F-15, с выделением по 0,9-1 млрд. в 2018-2019 годах. Начало закупки F-15EX в прошлом году принесло увеличение цифры до 2 млрд.. Таким образом, на эту программу отпускается в пять с половиной раз меньше средств, чем на JSF.

Согласно составителям документа, «эти запросы отражают стратегию Пентагона на построение многоуровневой системы на случай различных угроз». Вооруженные силы США ведут закупку истребителей пятого поколения F-35 с целью обеспечить себе превосходство над сильными противниками, утверждают они. И поясняют: «эта мера направлена против самолетов высокого технического уровня, производимых Россией и Китаем». Для противодействия менее технологичным угрозам, ведется приобретение дополнительных самолетов четвертого поколения F/A-18E/F и F-15EX. «По сравнению с боевыми комплексами пятого поколения, такими, как F-22 и F-35, они выгодно отличаются меньшими эксплуатационными расходами», - читаем в запросе Пентагона.

фото Boeing

Согласно установкам администрации Обамы, соотношение истребителей четвертого и пятого поколений в составе ВВС США следовало перевести с соотношения «4:1» к «1:1». Трамп посчитал, что прежняя политика привела к снижению уровня конкуренции между производителями и, как результат, практически бесконтрольному росту стоимости программы JSF. Поступление первого F-15EХ в распоряжение американских военных означает практический отход от практики закупок для Военно-воздушных сил истребителей только лишь пятого поколения. И неважно, какие аргументы выдвигаются военачальниками и экспертами в защиту нового подхода. Поскольку представляют не более чем обоснование волевых решений, принятых политиками.

Продолжение: Старый-новый «Орел» авиацию не испортит


Владимир Карнозов
Теги:



комментарии (0):











Материалы рубрики

Роман Гусаров
Лёгкий, тактический, однодвигательный, клиентоориентированый, «Сухой»
Денис Мантуров
О перспективных разработках и мерах господдержки
ОАК/Иркут
МС-21-300/310 - статус программы
Всеволод Елисеев
Двигатели ТВ7-117 – статус программы
Технодинамика
О новейших парашютных системах
Роман Гусаров
Перспективные и гибридные двигатели ОДК-Климов
Владимир Карнозов
Итальянский авианосец вернулся домой без самолетов
Роман Гусаров
Суперджет: репутационный аудит



Ростех
Ка-32: винтокрылая пожарная машина
Владимир Карнозов
Британский авианосец полмира обойдет, а до Крыма – не дойдет
Роман Гусаров
Новый ангар ТОиР «А-Техникс» в Шереметьево
МАИ
В МАИ завершается разработка уникальной системы ориентации космических аппаратов
ОАК
МС-21-300 проходит испытания на соответствие требованиям по уровню шума на местности
Владимир Карнозов
Су-30 и F-15: российский сюжет, американский ремейк
Московский авиационный институт (МАИ)
Маёвец работает над первым в мире сверхпроводниковым выпрямителем
Роман Гусаров
ОДК-Салют - новая философия производства
Владимир Карнозов
Старый-новый «Орел» авиацию не испортит
Владимир Карнозов
Новейшие истребители прошлого поколения
Андрей Ельчанинов
Отсутствие полноценной нормативной базы – главный сдерживающий фактор развития беспилотной авиации в России
МАИ
Учёные МАИ создают цифровые модели тепловой защиты при гиперзвуке
МАИ
Как маёвец внедрил новую методику в приборостроение
Ростех
Разведчик Ту-214ОН: открыт для перемен
Роман Гусаров
О 3D-печати компонентов авиадвигателей в России
Московский авиационный институт (МАИ)
Диффузия, нагрев, деформация: для чего в МАИ изучают связь нестационарных полей
Московский авиационный институт (МАИ)
Прочность титана, лёгкость алюминия: авиационный материал будущего исследуют в МАИ
Владимир Карнозов
О модернизации МиГ-31 и создании МиГ-41
ОДК
ОДК осваивает трёхмерное ткачество
ГК "Ростех"
"Суперджет" обновляется
Роман Гусаров
Leo.CRM - знать больше о клиенте, чем он знает о себе
Владимир Карнозов
О развитии производства авиационных и космических двигателей на ОДК-Кузнецов
AVIA.RU
Концепция «Фабрики будущего»
Propeller.News
Ситуация с компонентами и техподдержкой Ан-148 усугубилась до предела
Михаил Гордин
Наука российского авиадвигателестроения
Дмитрий Карелин
Время «двойников»
AVIA.RU
О ситуации в отрасли техобслуживания воздушных судов
Владимир Карнозов
Ту-214ОН - лучшее достижение программы Открытое Небо
Владимир Карнозов
Су-35С - вершина эволюции "Флэнкера" (Часть 2)
Дмитрий Борисенко
Самолетный сервис
Роман Гусаров
Сертификация по удалёнке
Владимир Карнозов
Су-35С - вершина эволюции "Флэнкера" (Часть 1)

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer