Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Обзор

Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1

26 сентября 2023 года / Роман Гусаров / Aviation EXplorer
 

Роман Гусаров
Руководитель интернет-портала AVIA*RU Network

Эксперт "Aviation EXplorer"

22 августа 2023 года Правительством РФ были утверждены изменения в Комплексную программу развития авиационной отрасли России до 2030 года. Суть изменений в прогнозных показателях роста объемов перевозок Гражданской авиации, потребности воздушных судов, а также утверждении графика производства и поставки авиатехники. Если первые два параметра расчетно-теоретические и на их реализуемость влияют множество внешних (политических и макроэкономических) факторов, то планы по производству отечественных самолетов и вертолетов должны быть максимально реалистичны. Однако и на них могут повлиять различные факторы, но уже не столько внешние, сколько внутриотраслевые - технологические. Зачастую самолето- и вертолетостроители сталкиваются с различного рода проблемами, как технологическими, так и производственными. Также не редко на сдвижку производственных планов вправо влияет готовность смежников, производящих системы и агрегаты. И наиболее сложным в том ряду является, несомненно, двигатель.

За 100-летнюю истории отечественного самолетостроения нередко случались эпизоды, когда летательный аппарат спроектирован и даже произведен, а силовая установка ещё не готова. Да, тому есть объективные причины – создать современный турбореактивный или турбовинтовой двигатель куда сложнее, дольше по времени и дороже, чем новый самолет. Да и страны, обладающие такими передовыми технологиями, можно сосчитать на пальцах одной руки. Но это не может являться оправданием задержек и переносов сроков, особенно когда страна испытывает крайнюю нужду в новой отечественной авиатехнике различных типов. Именно по этой причине, чтобы оценить реалистичность исполнения программы, мы пройдемся по основным типам летательных аппаратов через призму состояния программ разработки и  производства для них силовых установок.

МС-21. Начнем с магистрального сегмента. Как мне видится, здесь наиболее очевидная и понятная ситуация. 28 декабря 2022 года Росавиация сертифицировала самолет МС-21-310 с российским крылом из композиционных материалов и отечественным двигателем ПД-14. В 2022 году было выполнено свыше 160 успешных испытательных полетов на самолете МС-21 с силовой установкой ПД-14, летчики-испытатели ОКБ им. А.С. Яковлева проверили авиалайнер на различных режимах эксплуатации. В ходе испытаний двигатель ПД-14 показал характеристики, не уступающие иностранным аналогам. Иными словами, все препятствия для выпуска самолета с российской силовой установкой устранены. Значит в этом сегменте дело только за ОАК и Ростехом, которые сейчас совместно работают над импортозамещением самолетных систем и агрегатов. Но и двигателистам предстоит решить непростую задачу быстрого наращивания серийного производства.

Согласно Комплексной стратегии, в следующем году авиакомпании должны получить первые шесть самолетов МС-21-310. То есть, запланирован выпуск 12 двигателей ПД-14. На первый взгляд не много. Но далее предстоит ежегодно удваивать их производство, с выходом к 2029 году на выпуск в 144 единицы ежегодно. Всего же до 2030 года должны быть произведены 270 самолетов и 540 двигателей данных модификаций. К этому следует прибавить и 38 подменных двигателей, которые также запланированы к выпуску до 2030 года. Это должно гарантировать бесперебойную эксплуатацию МС-21, особенно на начальном этапе освоения эксплуатации нового изделия. Одним словом, планы крайне амбициозные.

Нам остается только пожелать им удачи, скрестить пальцы, помолиться и исполнить все иные возможные ритуалы, которые только в наших силах, чтобы помочь инженерам и производственникам реализовать планы начальства. Впрочем, по словам руководителя Ростеха Сергея Чемезова, уже строятся и находятся в высокой степени готовности более 10 серийных самолетов МС-21 и SJ-100, поставка которых запланирована на 2024 год. Испытания и сертификация новых отечественных систем и агрегатов идут параллельно. По программе импортозамещения МС-21 должен выполнить порядка 200 зачетных полетов. И полеты, по нашей информации, идут достаточно интенсивно. К двигателям претензий нет.

SJ-100. 29 августа 2023 года опытный образец российского ближнемагистрального самолета SJ-100, изготовленный Производственным центром ПАО «Яковлев» (входит в ОАК Госкорпорации Ростех) в Комсомольске-на-Амуре, совершил первый полет. Тем самым был дан старт началу летных испытаний самолета.  Всего на импортонезависимом Суперджете было замещено порядка 40 систем и агрегатов. А вот двигатели пока остались прежними. Согласно заявлению корпорации, «в целях ускорения программы испытаний на первом опытном образце самолета используются франко-российские двигатели SaM146. Второй опытный образец также скоро, до конца года, должен присоединиться к программе летных испытаний, но уже с отечественными двигателями ПД-8, которые в настоящее время проходят серию стендовых испытаний и летные испытания в составе летающей лаборатории. Сертификация  двигателя ещё не завершена, но обещают получить соответствующий документ до конца текущего года.

Напомним, что в декабре прошлого года ОДК приступила к летным испытаниям в составе летающей лаборатории Ил-76ЛЛ двигателя ПД-8, предназначенного для установки на SJ-100, а также самолет-амфибию Бе-200. С тех пор информации о ходе испытаний  и доводке двигателя просачивается очень мало. Все, чем мы располагаем, так это заявлением министра промышленности и торговли Дениса Мантурова о том, что работа над двигателем идет в соответствии с графиком, и это позволяет планировать получение сертификата типа в 2023 году. Впрочем, на днях прошла информация, что система управления двигателем ПД-8 успешно прошла испытания экстремально высокими температурами. Гидромеханические агрегаты САУ-8 выдержали испытания пламенем и сохранили работоспособность при температуре 1100 градусов Цельсия. Всего до 2030 года запланирован выпуск 142 SJ-100 (включая 2 опытных в 2023 году) и 284 двигателя ПД-8 соответственно. Также запланирован выпуск ещё 28 подмиенных двигателей.

Есть информация от смежников. Так, в августе 2022 года между НПО "Энергомаш" и «ОДК-Пермские моторы» было заключено соглашение о производстве и поставке шести опытных камер сгорания для двигателя ПД-8. Поставки начались в мае 2023 года, и в течение лета в Пермь было отправлено три изделия. Ещё три должны быть отправлены в течение осени. Можно предположить, что качеством первых изделий в «ОДК-Пермские моторы» остались довольны, поскольку в конце лета НПО "Энергомаш" и «ОДК-Пермские моторы» подписали договор о серийном производстве 12 комплектов камер сгорания для двигателей ПД-8 в год. Возьмусь предположить, что это лишь незначительная разгрузка собственных мощностей ОДК, так как в следующем 2024 году, согласно Комплексной программе, должно быть выпущено не 12, а 40 двигателей ПД-8, что, в свою очередь, соответствует запланированным на тот же год 20 SJ-100.

Ил-114-300. Согласно утвержденной программе, в 2024 году должны быть произведены 2 самолета данного типа, с выходом в течение последующих двух лет на тираж в 12 самолетов в год. Всего до 30 года должно быть произведено 70 самолетов. Количество двигателей ТВ7-117СТ-01 также соответствует заявленному тиражу – 142 единицы (включая два двигателя для опытной машины, произведенные в 2022 году). И здесь цифры совпадают. Плюс, 17 подменных двигателей.

Что же касается статуса программы ТВ7-117СТ-01 на текущий момент, то Сертификат типа для двигателя был выдан Росавиацией в декабре 2022 года, но с рядом эксплуатационных ограничений. В мае этого года, после  успешно завершенных дополнительных сертификационных работ, Росавиацией было выдано Одобрение главного изменения к Сертификату типа для двигателя ТВ7-117СТ-01, которые снимают установленные ограничения в части эксплуатационного диапазона. Были расширены возможности эксплуатации двигателя по высоте (до 6000 метров) и скорости полета (550 км в час). А в сентябре эксплуатационный потолок был расширен до 7600 метров. В данный момент на стадии выполнения сертификационных работ находится еще несколько заявок разработчика и производителя двигателя АО «ОДК-Климов», нацеленных на расширение эксплуатационных характеристик и совершенствование конструкции двигателя.

Два двигателя были переданы самолетостроителям в прошлом году и в настоящее время идет подготовка к летным испытаниям ТВ7117СТ-01 в составе самолета Ил-114-300. Кроме того, готовятся к передаче еще два резервных двигателя в сертифицированной типовой конструкции. Также, по словам генерального конструктора ОДК-Климов Всеволода Елисеева, до конца года должны быть предоставлены еще два мотора для летных испытаний самолета. Это соответствует планам ОАК задействовать в летных испытаниях сразу три самолета. Вероятно, речь идет о тех четырех двигателях, которые в Комплексной программе запланированы к поставке в 2024 году (в 2023 году – ноль).  Если так, то можно сказать, что двигателисты идут с некоторым опережением графика. Теперь главное в надежности, ресурсе и подтверждении эксплуатационных характеристик. Есть ещё вертолетная версия этого двигателя, но о ней поговорим во второй части.

Продолжение: Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2


Роман Гусаров



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2



Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer