21 октября 2010 г., Aviation Explorer – Соглашение от 2006 г. об участии в разработке истребителя 5-го поколения содержит пункт, согласно которому Канада имеет право выйти из программы без негативных последствий для своих компаний, сообщает
АРМС-ТАСС.
Этот пункт, в сочетании с другими параграфами и временными графиками Меморандума о взаимопонимании, дает Канаде возможность до момента подписания первого контракта о поставках самолетов в 2014 г. выйти из программы в любое время. При этом участвующие в проекте канадские компании не понесут потерь из-за каких-либо штрафных санкций, за исключением возможных убытков в результате прекращения ими лично полученных контрактов по созданию F-35, заявил бывший заместитель министра, курирующий этот проект, когда он начинался 8 лет назад.
Но даже если бы выход Канады из программы предполагал выплату неустойки из-за выбывания на этапе разработки истребителя, общий финансовый вклад страны в программу не превышает 551 млн дол, как обязательства за долю участия.
Содержание соглашения, по всей очевидности, противоречит заявлению министра промышленности Канады Томи Клементса, о том, что страна рискует потерей сотни миллионов долларов по искам, а также работой канадских авиастроительных компаний в случае, если либеральная партия выполнит обещание по выходу из программы JSF и объявит тендер на закупки истребителей для замены парка CF-18.
"Мы это уже проходили, - заявил Клемент. - Когда либералы свернули программу "Си Кинг" в 1993 г., налогоплательщикам это обошлось в 500 млн дол и затем потребовалось 11 лет на поиск замены".
Он сделал это заявление после того, как либеральная партия пообещала в случае победы на выборах выйти из программы JSF, если правительство консерваторов не объяснит, зачем Канаде понадобились такие дорогие истребители, выполненные с использованием технологии "стелс" - по цене не мене 16 млрд дол за 65 единиц и сервисное обслуживание - и не обеспечит доказательства, что такая сделка является наиболее эффективной для ВВС и налогоплательщиков.