2 декабря 2010 г., Aviation Explorer – 27.11.2010 г. совершил первый полёт построенный специалистами ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» с участием некоторых других организаций беспилотный летательный аппарат «ЦИАМ 80–2», бортовые потребности в энергии которого обеспечивалась батареей топливных элементов – электрохимическим генератором электрической энергии. В качестве топлива использовался сжатый водород, в качестве окислителя – кислород воздуха.
AEX.ru
В отличие от ранее продемонстрированного БЛА «ЦИАМ 80», где батарея топливных элементов обеспечивала крейсерский полёт, в данном случае бортовая энергетическая установка выполняет следующие функции:
- привод элеронов, руля высоты и руля направления;
- управление шасси;
- подзарядку аккумулятора маршевой силовой установки;
- питание видеокамеры и системы передачи видеоизображения;
- питание системы дистанционного управления и др.
В процессе дальнейших испытаний БЛА «ЦИАМ 80-2» должен быть продемонстрирован прогнозируемый эффект от использования топливных элементов во вспомогательной силовой установке с существенным (более чем в 2 раза) повышением её топливной эффективности при одновременном снижении практически до нуля эмиссии вредных веществ и шума в районе аэродрома, а также ряд других преимуществ.
В силовой установке мини-БЛА использована батарея твёрдополимерных топливных элементов производства фирмы “Horizon” (Сингапур), которая вырабатывает электрическую энергию мощностью до 250 Вт, что достаточно для обеспечения работы указанных выше бортовых систем летательного аппарата и подпитки аккумулятора маршевого двигателя, приводящего воздушный винт.
Выполненные полеты первых отечественных экспериментальных летательных аппаратов с энергетическими установками на основе водородных топливных элементов внушают надежду на создание принципиально новых силовых установок для перспективных летательных аппаратов как гражданского, так и военного назначения, конечно, при соответствующей государственной поддержке.