2 октября 2024 г., AviaStat.ru – В МАИ изготовили и передают заказчику два беспилотных летательных аппарата (БПЛА), которые будут осуществлять мониторинг объектов строительства. Аппараты оснащены программным обеспечением отечественной разработки, которое позволяет в автоматическом режиме осуществлять поиск дефектов строительных конструкций. Один из экземпляров БПЛА представлен в экспозиции выставки IV Международного строительного чемпионата, который проходит в Екатеринбурге с 1 по 4 октября. Об этом сообщает AVIA.RU.
Как рассказали в пресс-службе МАИ, на протяжении нескольких лет в Московском авиационном институте ведутся разработки в области технологий дефектоскопии и машинного зрения. В качестве опытных образцов созданы аппараты для изучения состояния оборудования котлотурбинных цехов на ТЭЦ и шахт по добыче полезных ископаемых. Один из разрабатываемых проектов — БПЛА для исследования зданий и сооружений — доведен до стадии опытно-промышленной эксплуатации на объектах заказчика, происходит отработка модели применения комплекса в реальных условиях. Беспилотный аппарат не уступает зарубежным аналогам и способен летать в полуавтоматическом режиме.
Существует специфика применения аппаратов на закрытых объектах: здесь не работают традиционно используемые системы навигации, такие как GPS. Беспилотнику необходимо совершать полет автономно. Это возможно благодаря алгоритмам автономной навигации, реализованным на бортовом вычислительном комплексе.
БПЛА спроектирован с возможностью установки нескольких типов полезной нагрузки: видеокамеры с высоким разрешением для простого визуального осмотра объекта, тепловизора для определения дефектов в инфракрасном диапазоне и лидара, позволяющего осуществлять сканирование и восстановление геометрии объекта.
"Раньше внутренний мониторинг промышленных предприятий и объектов строительства проводился визуально человеком при помощи различного подъёмного оборудования. Потом появились малоразмерные аппараты, которые позволили снизить трудоемкость осмотра. В настоящий момент возникли сложности с приобретением и использованием таких аппаратов: на российском рынке они стали недоступны, а стоимость тех, которые можно привезти, составляет десятки миллионов рублей за единицу. Поэтому технологии, которые сейчас развивает Московский авиационный институт, актуальны и востребованы на российском рынке. Немаловажным фактором является то, что бортовое и наземное программное обеспечение также разработано в университете", — отмечает главный конструктор центра «Беспилотные летательные аппараты» МАИ Максим Калягин.