Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Статья

Спасибо Рубцову – пойдем к другому

13 сентября 2010 года / Екатерина Соболь / Aviation EXplorer
 

Ландшафт рынка авиационного лизинга России, в скором будущем, может существенно измениться. Мы уже писали о создаваемых крупными корпорациями лизинговых структурах, которые могут перетянуть на себя внушительные контракты и рыночные ниши (статья о создании лизинговой структуры под крышей ГК «Ростехнологии»: «Рождение «монстра»). Само собой разумеется, что результатом этих процессов становится вымещение с рынка других игроков, либо вынужденная переориентация последних на другие рыночные ниши. Так, сегодня стало известно, что "Корпорация "Иркут" планирует стать единоличным продавцом самого привлекательного на сегодняшний день продукта отечественного авиапрома – самолёта Ан-148. Теперь даже лизинговой компании «Ильюшин Финанс и Ко.», которая до этого активно занималась продвижением этого продукта на рынок, придётся заключать контракты на покупку самолётов не с заводом в Воронеже, а с "Иркутом".

Предыдущая публикация: Рождение «монстра»

СПРАВКА:
Открытое Акционерное Общество "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК) было создано в 1999 году с целью обеспечения финансирования поставок гражданских самолетов российского производства на внутренний и международный рынок. В 2001 году основным акционером компании становится Российская Федерация. С 2007 года ИФК входит в состав ОАО «Объединенная Авиастроительная Корпорация» (ОАК), обеспечивая основной объем поставок новых гражданских самолетов отечественного производства российским и зарубежным авиаперевозчикам. В 2009 году, благодаря передаче акций ОАО «ИФК», принадлежащих Росимуществу, в собственность ОАО «ОАК», доля «Объединенной Авиастроительной Корпорации» (ОАК) в акционерном капитале «ИФК» выросла на 17,4%. На конец 2009 года акционерный капитал ОАО «ИФК» разделился следующим образом: 48,4% - ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация»; 25,8% - группа Национальной резервной корпорации; 21,4% - Внешэкономбанк; 4,4% - прочие акционеры. За время своего существования ИФК заключила ряд крупных контрактов по отечественным самолетам. «Ильюшин Финанс и Ко.» находится в 5-м десятке рейтинга лизинговых компаний мира с портфелем заказов более $1 млрд.
 
На прошедших крупных авиасалонах МАКС-2009 и Фарнборо-2010 ИФК заключила целый ряд внушительных контрактов, но самыми яркими стали по совместному проекту украинских и российских авиастроителей – самолёту Ан-148. Два года стали поистине звездным часом для этого продукта. Благодаря настойчивости ИФК самолёт стал собираться  в России и выстоял в конкурентной борьбе с другим продуктами отечественного авиапрома. Портфель твердых заказов ИФК на Ан-148 составляет порядка 130 самолётов. Более того, до сих пор иной серьезной альтернативы ИФК в области закупки и лизинга российской авиатехники никто себе и представить не мог. Львиная доля контрактов на почти всю линейку производимой в России техники именно за ними - это и Ил-96-400Т для «Полета», и Ту-204 для Red Wings и «Владивосток Авиа», контракты с иностранными авиакомпаниями.
 
Звоночки
 
Первым неприятным "сюрпризом" для ИФК стал отказ Минэкономразвития в лице министра Эльвиры Набиуллиной от выкупа ВЭБом 25, 8% акций, принадлежащих Александру Лебедеву. Окончательное «нет» мы услышали в начале лета 2010 года. Такая сделка могла бы стать первым шагом к ликвидации задолженности по лизинговым платежам авиакомпанией Red Wings (тоже подконтрольна Лебедеву, задолженность - порядка 750 млн. рублей) перед ИФК. Кроме этого, ИФК обрела бы серьезного покровителя и партнёра в виде дочки ВЭБа – «ВЭБ-лизинг», взяв на себя в этом альянсе весь объем работ именно по авиационному лизингу. К слову, интеграционные процессы до вердикта Минэкономразвития уже были запущены. Правда, Александр Лебедев надежды реализовать свой пакет в ИФК не оставлял и даже написал письмо президенту Украины Виктору Януковичу, но ответа на это письмо, судя по всему, не последовало.
 
Было и еще одно письмо Александра Лебедева – на этот раз вице-премьеру Сергею Иванову, в котором бизнесмен жалуется на затягивание основным акционером авиакомпании «Атлант-Союз» - правительством Москвы, одобрения подписанного еще на авиасалоне МАКС-2009 контракта на $1,25 млрд. с «Ильюшин Финанс и Ко.». Впрочем, выяснилось, что речь, скорее не о контракте целиком, а лишь о его части -15 самолётах Ту-204 СМ, что тоже существенно, но не катастрофично. Совет директоров «Атлант-Союза» подтвердил по этому контракту намерения авиакомпании приобрести 26 Ан-148.
 
Колокола
 
Но теперь в эти планы вмешался ещё один фактор -  "Корпорация "Иркут", которая заявила о желании стать эксклюзивным продавцом Ан-148 авиакомпаниям, лизинговым компаниям, госорганам и другим структурам. Как стало известно Aviation EXplorer, следующий 7-ой самолет Ан-148 с «ВАСО» может уйти авиакомпании «Полет», по контракту со «Сбербанк-Лизинг», а не в «Атлант-Союз», как это планировали в ИФК. Также, "Иркут", в рамках программы Ан-148, будет, в частности, выполнять разработку стратегических и оперативных планов реализации этой программы, заниматься продвижением самолета на российском и зарубежных рынках, подготовкой и закреплением в договорных  документах   с разработчиком и ключевыми поставщиками существенных для программы условий и договоренностей, обеспечением выгодных   условий снабжения производства материальными ресурсами.
 
Ранее, между «Ильюшин Финанс и Ко.» и ВАСО (ОАК) был заключён договор, согласно которому Объединенная Авиастроительная Корпорация обязалась первые 34 лайнера Ан-148 поставить заказчикам именно через «Ильюшин Финанс и Ко.», что обеспечивало полную загрузку завода в Воронеже на несколько лет вперёд. Однако после переподчинения ВАСО «Иркуту», очерёдность исполнения контрактов стала меняться. Сам ОАК ограничился поставкой лишь 6 самолетов Ан-148 в ИФК для ГТК «Россия». «Вероятно, - говорит источник в ОАК - мы способны достичь консенсуса еще по 9 лайнерам для ГТК «Россия».
 
Перезвон
 
Теперь ОАК предлагает ИФК перезаключить контракт на "Корпорацию "Иркут", что, по словам Рубцова, неизбежно повлечёт за собой повышение цены продукта. Также очевидно, что при таком раскладе в очерёдность поставок самолётов Ан-148, сформированную ИФК, теперь начнут вклиниваться и другие покупатели. Правда, у «Ильюшин Финанс и Ко.» есть один козырь в кармане – все заказанные на данный момент двигатели для будущих Ан-148 принадлежат именно ИФК. Как в ОАК будут решать эту проблему – вопрос.
 
Впрочем, не исключено, что подобными действиями ИФК, как структуру, проявившую себя в качестве эффективного управленца процессами в авиапроме, подтолкнут в сторону другой непаханой целины – рынка региональных самолетов для региональных же авиакомпаний. Напомним, на Фарнборо лизингодатель объявил о старте тендера на закупку такой техники.
 
«В сложившейся ситуации очевидно, что ИФК необходима диверсификация бизнеса и отчасти его переориентация на другие рыночные ниши и типы воздушных судов, в том числе и иностранного производства, - говорит главный редактор AVIA.RU Роман Гусаров. – Также не надо забывать, что самолёты Ан-148 производятся и на Украине, и эти предприятия не входят в ОАК, а значит у ИФК остаётся возможность привлекать потенциальных заказчиков на эту машину и после выполнения ОАК обязательств по контракту на 34 самолёта". 
 
Подводя итог можно констатировать факт, что самолёт Ан-148 как продукт состоялся, востребован рынком и сейчас многие лизинговые компании проявляют к нему интерес. Вот только смогут ли, например,  дочерние лизинговые структуры российских банков удержать привередливый рынок лизинга российских самолетов. И хотя у авиакомпаний будет больший выбор условий финансирования и поставки самолётов, обеспечить весь спектр услуг, что предоставляла ИФК как специализированная компания, они, возможно, и не смогут. Кстати, с этим, как ни странно, отчасти соглашаются и в ОАК.

Екатерина Соболь



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли



Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBqTyS
Смотрите: http://nnovgorod.youdo.com/remont-tehniki/tv/tag/philips/ - варианты >>
Профессионально - http://freelance.youdo.com/marketing/traditional/media/printings/ — уложимся в срок!
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer