Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Обзор

Су-30 и F-15: российский сюжет, американский ремейк

30 марта 2021 года / Владимир Карнозов / Aviation EXplorer
 

В предшествующих статьях мы подробно рассказали о том, почему Вашингтон принял решения о закупке большой партии самолетов предыдущего – 4-го поколения. На наш взгляд, решение Пентагона на разработку и закупку F-15EX Eagle воспроизводит историю российской программы Су-30МКИ/СМ. В этой статье попытаемся проанализировать, в чем именно заключается успех «суховской» машины и что в этой истории общего с американским «орлом».

Итак, напомним, Пентагон планирует приобрести 144 самолета F-15EX поколения 4+ на общую сумму 23 миллиарда долларов. И это при наличии самолетов 5-го поколения, параллельно с эксплуатацией F-22 и закупками F-35.  Мотивируется это тем, что F-15EX дешевле, имеет более низкую стоимость летного часа, потребует меньших затрат на перевооружение строевых частей, летающих на F-15 предыдущих модификаций, а в версии EX обладает тактико-техническими характеристиками и сегодня удовлетворяющими требованиям ВВС.

Но это не все плюсы. Одним из важных аргументов стало и то, что нет необходимости финансировать существенную часть опытно-конструкторских работ по F-15EX, которые были ранее фактически оплачены странами, куда этот самолет экспортировался -Саудовской Аравией и Катаром. Напомним, что разработка самолёта F-15 была завершена в далеком 1972 году, а в 1976 году начались его поставки армии США. В 2004 году закупки прекратились, так как началось производство  самолетов 5го поколения. Однако сохранялись экспортные поставки, благодаря которым самолет продолжал модернизироваться, постепенно приближаясь к версии ЕХ, спустя семнадцать лет заказанной Пентагоном. 10 марта 2021 года ВВС США получили от промышленности первый F-15EX.

Все это напоминает «голливудский ремейк», снятый по российскому сюжету - истории самолета Су-30. Как вы знаете, этот самолет – продвинутый представитель обширного семейства самолетов Су-27, первый полёт прототипа которого состоялся в 1977 году, а с 1982 начались его поставки в авиационные части. Су-30 – его двухместная модификация, первая публичная демонстрация которой состоялась на авиашоу в 1992 году. Увы, тогда, после распада СССР, в состоянии экономического хаоса, стране было не до закупок боевых самолётов.

Однако участие Су-30 в выставках заинтересовало иностранных покупателей. Было принято решение поставлять Су-30 за рубеж, в результате чего начались работы по экспортным модификациям самолета. Самым продвинутым самолетом в большой семье «тридцаток» стал вариант  Су-30МКИ («модернизированный коммерческий индийский»). Оснащенный достаточно широким спектром вооружения Су-30МКИ способен уничтожать воздушные цели (включая объекты с небольшой радиолокационной заметностью) в ближнем бою, а также вести упреждающие бои на дальнем расстоянии. Этот многоцелевой истребитель может атаковать  наземные и надводные объекты с помощью управляемого и неуправляемого оружия на тактической и оперативной глубине.

Впервые в мире на серийном истребителе был смонтирован двигатель с управляемым вектором тяги (УВТ) АЛ-31ФП, созданный в НТЦ им. А. Люльки, а также система дистанционного управления, включенная в единый контур управления. Данное решение позволило реализовать на Су-30МКИ возможности режимов сверхманевренности. К слову, за прошедшую четверть века ни один серийный иностранный истребитель четвертого поколения, включая F-15EX, так УВТ и не получил. Западные производители и поддерживаемая ими пресса уверяла общественность в его «ненужности». Однако же американские истребители пятого поколения F-22A и F-35В все же используют двигатели с поворотными соплами, что говорит само за себя.

Впервые в практике ОКБ Сухого на истребителе была проведена широкая интеграция систем БРЭО отечественного и импортного производства. По заказу Индии для Су-30МКИ был создан «интернациональный» комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, в состав которого вошли комплексы и системы 14 зарубежных фирм из 6 стран мира. Номенклатура авиационных средств поражения была значительно расширена за счет УР класса «воздух-воздух» РВВ-АЕ, класса «воздух-земля»: Х-59М, Х-31А/П и Х-29Л/Т/ТЕ, а также корректируемых авиабомб КАБ-500 и КАБ-1500.

Открытая архитектура бортового радиоэлектронного оборудования позволяет постоянно расширять арсенал используемых вооружений. А еще Су-30МКИ - первая в мире серийная машина, где была установлена РЛС с поворотной ФАР - «Барс», созданная НИИ Приборостроения. Помимо этого на истребителе было смонтировано новое катапультное кресло К-36Д-3,5 и ряд других новых систем российской разработки.

Всего Индии было поставлено 272 Су-30МКИ: по линии внешней торговли - 50 самолетов полностью собранных в России, остальные 222 - в виде технологических комплектов со сборкой на заводе корпорации HAL в Бангалоре. При этом боевые части, вооруженные Су-30МКИ, являются самыми многочисленными и боеспособными в составе ВВС Индии. На самолетах этого типа летает двенадцать эскадрилий из общего числа порядка тридцати полностью укомплектованных и боеготовых.

Семейство машин, основанных на Су-30МКИ, постоянно расширялось. По заказу Алжира была разработана модификация Су-30МКА, для Малайзии – Су-30МКМ.

Так продолжалось практически в течение 20 лет, в течение которых самолет развивался благодаря инозаказчикам. В итоге, экспортные машины стали основой для разработки модификации Су-30СМ, которые с 2012 года стали поступать в ВВС России. Всего ВКС и авиации ВМФ России было поставлено свыше 110 машин. Помимо этого, Су-30СМ приобрели союзники России по ОДКБ: Армения - 4 единицы, Белоруссия - 4 (заказано 12), Казахстан - 24 (36). Продвижение на рынок  экспортного варианта самолета – Су-30СМЭ – продолжается.

Как видим, F-15EX во многом повторяет путь, пройденный Су-30СМ. Такое же развитие за счет экспортных поставок и выход на технический уровень, когда самолет становится интересен и своим военным.

Следует особо отметить - оба самолета являются двухместными, а наличие второго члена экипажа является важным преимуществом этих машин. Во-первых, это значительно облегчает и ускоряет процесс обучения летного состава. Во-вторых, двухместный истребитель способен выполнять более широкий круг задач. Су-30СМ является, вероятно, наиболее сбалансированным боевым авиационным комплексом, стоящим на вооружении двух видов ВС России, и способен выполнять как задачи «воздух-воздух», так и наносить удары по наземным и морским целям.

Вот так емко и достаточно точно писал в самом начале воздушной операции ВКС России в Сирии Дейв Маджумдар — редактор журнала The National Interest по военным вопросам (сентябрь 2015 г.): «То, что Россия направила в Сирию Су-30СМ, вполне логично. Данный самолет несет мощную боевую нагрузку и обладает отличной дальностью. Более того, он является многоцелевым и может применяться как в воздушном бою, так и для борьбы с наземными целями. А это значит, что ему не нужны истребители боевого сопровождения. Кроме того, экипаж Су-30СМ состоит из двух человек, что весьма кстати при выполнении сложных задач. По этой же причине самолет ВВС США F-15E Strike Eagle и машина ВМС США F/A-18F Super Hornet, во многом являющиеся прямыми аналогами Су-30СМ, также двухместные».

Так, решение задачи обнаружения, опознавания и прицеливания возлагается на оператора, который освобожден от функций управления самолетом и оценки воздушной обстановки. Вот что говорит член экипажа Су-30СМ о работе самолета в Сирии: «Авиационной комплекс позволяет выполнять одновременно задачу по земле и по воздуху. У нас есть режим «раздельно», где летчик может выполнять прицеливание по воздуху, вести обзор воздушного пространства, и одновременно при этом штурман может выполнять задачи по нанесению удара по земле».

В контртеррористических конфликтах ударные задачи усложняются отсутствием линии фронта, точечным характером объектов поражения, близостью противника и своих войск (или гражданских лиц). Приведем слова штурмана самолета Су-30СМ: «Мы применяем различные виды вооружения, начиная от корректируемых авиационных бомб, заканчивая неуправляемыми авиационными бомбами. Непосредственно я как штурман занимаюсь навигацией, отвечаю за боевое применение, отвечаю за то, чтобы наш экипаж вышел в заданный район, в заданное время, нанес точечный удар секунда в секунду с минимальными отклонениями от координат».

Фактор многофункциональности крайне важен и для ВВС небольших государств, таких как Белоруссия и Армения, которые не могут позволить себе иметь большой парк боевых самолетов с ярко выраженной специализацией. А для Казахстана, с его огромной территорией, помимо этого важен также большой радиус действия этих тяжелых истребителей.

Так, в условиях ограниченности российской группировки в Сирии многофункциональность Су-30СМ оказалась востребованным качеством: «Самое главное отличие – это то, что наш авиационный комплекс может одновременно, подчеркну ещё раз слово «одновременно», наносить удары по земле и по воздуху. Бомбардировщик, когда наносит удар по наземным целям, нуждается в прикрытии. Наш Су-30СМ одновременно атакует наземную цель и осуществляет своё прикрытие с воздуха. Всё это происходит благодаря чёткой и слаженной работе экипажа», – рассказывает летчик ВКС РФ – участник операции в Сирии.

Фактор наличия двух членов экипажа критически важен и тогда, когда отсутствует поддержка со стороны самолетов ДРЛО и наземных систем освещения воздушной обстановки. Отметим, что именно так обстояли дела в Сирии на начальной фазе операции. В этих условиях самолет Су-30СМ с его мощным радиолокатором берет на себя часть функций обнаружения воздушных целей, а штурман ведет анализ обстановки и управления группой самолетов.

Кроме того, экипажу из двух человек легче выполнять длительные полеты над лишенной ориентиров местностью: пустыней, полярными льдами, океаном. Это серьезный психологический или даже психофизический фактор, который сыграл свою роль при выборе Су-30СМ в качестве основного нового самолета для морской авиации ВМФ России.

Несомненно, на решение американцев по закупкам F-15EX  повлияли и результаты учебных воздушных боев индийских и малазийских Су-30МКИ/МКМ, когда те участвовали в международных военных учениях (Red Flag и др.). «Сушки» не раз одерживали победы над F-15, F-16, Rafale, Typhoon и даже, по некоторым данным, F-22. В ближних боях Су-30-е добивались полного превосходства за счет сверхманевренности, а в схватках на большой дальности одерживали верх благодаря мощному локатору.

Бригадный генерал Мэтт Моллоу, командир 18-го авиакрыла ВВС США, по итогам учебных боев с Су-30МКМ Королевских ВВС Малайзии, так говорил о российских самолетах: «Мы летали с «Сухими» один на один, в условиях прямой видимости и вне ее, выполняли большое количество задач. Как и ожидалось, их новые самолеты прекрасно себя проявили. В полете они показали потрясающую маневренность во время выполнения основных боевых маневров. В ходе выполнения задач в условиях отсутствия прямой видимости истребители показали владение ситуацией в воздушном пространстве».

После учений в Великобритании в 2015 г. британские участники назвали Су-30МКИ сильнейшим боевым самолетом, созданным за пределами блока НАТО. А командир группы ВВС Индии Ашу Сривастав сообщил, что в воздушных боях на ближних дистанциях Су-30МКИ выиграли поединки у Typhoon со счетом 12:0. Он также добавил, что и в групповых боях преимущество Су-30МКИ сохраняется, хотя теперь оно уже не столь подавляющее, как было раньше.

Как видим, Су-30МКИ и Су-30СМ являлись ориентиром для США и в стратегии реализации программы F-15ЕХ, и в развитии его технических характеристик, и в разработке тактики боевого применения. Сейчас, когда преследователи начинают «дышать в затылок»,  российским конструкторам надо делать следующий шаг вперед. Специалисты отмечают, что «открытая архитектура» авионики Су-30СМ создает предпосылки для дальнейшего наращивания его боевых возможностей в ходе модернизации за счет интеграции новых радиоэлектронных систем и авиационного вооружения. В прессе сообщалось о предстоящей модернизации Су-30МКИ по программе «Супер-30», которая предусматривает совершенствование авионики и, в частности, бортового радиолокатора.​

Также ожидается появление анонсированной ранее модификации «тридцатки» - Су-30СМ2. Этот самолет будет отличаться составом бортового оборудования и вооружения. Новая модификация создается в соответствии с требованиями российских военных, и пока об ее характеристиках практически нет никакой информации. Мы также не располагаем достоверными сведениями о степени готовности Су-30СМ2. Между тем, различные интернет источники сообщают о сборке опытного образца и даже начале его летных испытаний (февраль с.г.).

Очевидно, что при создании Су-30СМ2 учитывается и появление такого конкурента, как F-15ЕХ. Судя по всему, предположительно, использовавшиеся ранее двигатели АЛ-31ФП с форсажной тягой по 12,5 тонн уступят место более мощным АЛ-41Ф-1С (14,5т.), ранее опробованным на Су-35С. Это обеспечит прирост тяги в четыре тонны на режиме «Полный Форсаж». Замена силовой установки даст Су-30СМ2 тяговооруженность, сравнимую с соответствующим показателем для F-15EX с двигателями F110-GE-129 (по 13,2 тонны тяги).

Таким образом можно констатировать, что военные двух стран - крупнейших военных держав мира, пришли к единому выводу, что двухместные многофункциональные боевые авиационные комплексы поколения 4+ являются эффективным дополнением к самолетам 5-го поколения, и в ближайшие десятилетия будут гарантированно решать поставленные перед ними задачи. А у нас будет возможность и в дальнейшем изучать и сравнивать их характеристики и, возможно, результаты боевого применения. Хотя последнего, все же, хотелось бы избежать.

Ранее опубликованные материалы по теме:

Новейшие истребители прошлого поколения

Старый-новый «Орел» авиацию не испортит


Владимир Карнозов



комментарии (0):










Материалы рубрики

МАИ
В МАИ завершается разработка уникальной системы ориентации космических аппаратов
ОАК
МС-21-300 проходит испытания на соответствие требованиям по уровню шума на местности
Владимир Карнозов
Су-30 и F-15: российский сюжет, американский ремейк
Московский авиационный институт (МАИ)
Маёвец работает над первым в мире сверхпроводниковым выпрямителем
Роман Гусаров
ОДК-Салют - новая философия производства
Владимир Карнозов
Старый-новый «Орел» авиацию не испортит
Владимир Карнозов
Новейшие истребители прошлого поколения
Андрей Ельчанинов
Отсутствие полноценной нормативной базы – главный сдерживающий фактор развития беспилотной авиации в России



МАИ
Учёные МАИ создают цифровые модели тепловой защиты при гиперзвуке
МАИ
Как маёвец внедрил новую методику в приборостроение
Ростех
Разведчик Ту-214ОН: открыт для перемен
Роман Гусаров
О 3D-печати компонентов авиадвигателей в России
Московский авиационный институт (МАИ)
Диффузия, нагрев, деформация: для чего в МАИ изучают связь нестационарных полей
Московский авиационный институт (МАИ)
Прочность титана, лёгкость алюминия: авиационный материал будущего исследуют в МАИ
Владимир Карнозов
О модернизации МиГ-31 и создании МиГ-41
ОДК
ОДК осваивает трёхмерное ткачество
ГК "Ростех"
"Суперджет" обновляется
Роман Гусаров
Leo.CRM - знать больше о клиенте, чем он знает о себе
Владимир Карнозов
О развитии производства авиационных и космических двигателей на ОДК-Кузнецов
AVIA.RU
Концепция «Фабрики будущего»
Propeller.News
Ситуация с компонентами и техподдержкой Ан-148 усугубилась до предела
Михаил Гордин
Наука российского авиадвигателестроения
Дмитрий Карелин
Время «двойников»
AVIA.RU
О ситуации в отрасли техобслуживания воздушных судов
Владимир Карнозов
Ту-214ОН - лучшее достижение программы Открытое Небо
Владимир Карнозов
Су-35С - вершина эволюции "Флэнкера" (Часть 2)
Дмитрий Борисенко
Самолетный сервис
Роман Гусаров
Сертификация по удалёнке
Владимир Карнозов
Су-35С - вершина эволюции "Флэнкера" (Часть 1)
Владимир Карнозов
Америка закрывает «Открытое Небо»
Михаил Вахнеев
Хелисмотр 2020
Андрей Ельчанинов
Диверсификация продукции ОПК в авиастроении
Владимир Карнозов
Минобороны отдает приоритет Су-35С и Су-30СМ2
Президент РФ
Встреча Владимира Путина с Юрием Слюсарем
Роман Гусаров
Пять аргументов против возрождения Ту-334
Андрей Ельчанинов
Российский авиапром: работа без перебоев
Ростех
Готовимся к взлету: новинки российского гражданского авиапрома
Денис Мантуров
Это был вызов, но мы с ним справились
Aviation EXplorer
Беседа с пилотом первого вертолета Ми-38
Владимир Карнозов
Airbus: следовать более стабильной траектории роста

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer