Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Обзор

Су-30 и F-15: российский сюжет, американский ремейк

30 марта 2021 года / Владимир Карнозов / Aviation EXplorer
 

В предшествующих статьях мы подробно рассказали о том, почему Вашингтон принял решения о закупке большой партии самолетов предыдущего – 4-го поколения. На наш взгляд, решение Пентагона на разработку и закупку F-15EX Eagle воспроизводит историю российской программы Су-30МКИ/СМ. В этой статье попытаемся проанализировать, в чем именно заключается успех «суховской» машины и что в этой истории общего с американским «орлом».

Итак, напомним, Пентагон планирует приобрести 144 самолета F-15EX поколения 4+ на общую сумму 23 миллиарда долларов. И это при наличии самолетов 5-го поколения, параллельно с эксплуатацией F-22 и закупками F-35.  Мотивируется это тем, что F-15EX дешевле, имеет более низкую стоимость летного часа, потребует меньших затрат на перевооружение строевых частей, летающих на F-15 предыдущих модификаций, а в версии EX обладает тактико-техническими характеристиками и сегодня удовлетворяющими требованиям ВВС.

Но это не все плюсы. Одним из важных аргументов стало и то, что нет необходимости финансировать существенную часть опытно-конструкторских работ по F-15EX, которые были ранее фактически оплачены странами, куда этот самолет экспортировался -Саудовской Аравией и Катаром. Напомним, что разработка самолёта F-15 была завершена в далеком 1972 году, а в 1976 году начались его поставки армии США. В 2004 году закупки прекратились, так как началось производство  самолетов 5го поколения. Однако сохранялись экспортные поставки, благодаря которым самолет продолжал модернизироваться, постепенно приближаясь к версии ЕХ, спустя семнадцать лет заказанной Пентагоном. 10 марта 2021 года ВВС США получили от промышленности первый F-15EX.

Все это напоминает «голливудский ремейк», снятый по российскому сюжету - истории самолета Су-30. Как вы знаете, этот самолет – продвинутый представитель обширного семейства самолетов Су-27, первый полёт прототипа которого состоялся в 1977 году, а с 1982 начались его поставки в авиационные части. Су-30 – его двухместная модификация, первая публичная демонстрация которой состоялась на авиашоу в 1992 году. Увы, тогда, после распада СССР, в состоянии экономического хаоса, стране было не до закупок боевых самолётов.

Однако участие Су-30 в выставках заинтересовало иностранных покупателей. Было принято решение поставлять Су-30 за рубеж, в результате чего начались работы по экспортным модификациям самолета. Самым продвинутым самолетом в большой семье «тридцаток» стал вариант  Су-30МКИ («модернизированный коммерческий индийский»). Оснащенный достаточно широким спектром вооружения Су-30МКИ способен уничтожать воздушные цели (включая объекты с небольшой радиолокационной заметностью) в ближнем бою, а также вести упреждающие бои на дальнем расстоянии. Этот многоцелевой истребитель может атаковать  наземные и надводные объекты с помощью управляемого и неуправляемого оружия на тактической и оперативной глубине.

Впервые в мире на серийном истребителе был смонтирован двигатель с управляемым вектором тяги (УВТ) АЛ-31ФП, созданный в НТЦ им. А. Люльки, а также система дистанционного управления, включенная в единый контур управления. Данное решение позволило реализовать на Су-30МКИ возможности режимов сверхманевренности. К слову, за прошедшую четверть века ни один серийный иностранный истребитель четвертого поколения, включая F-15EX, так УВТ и не получил. Западные производители и поддерживаемая ими пресса уверяла общественность в его «ненужности». Однако же американские истребители пятого поколения F-22A и F-35В все же используют двигатели с поворотными соплами, что говорит само за себя.

Впервые в практике ОКБ Сухого на истребителе была проведена широкая интеграция систем БРЭО отечественного и импортного производства. По заказу Индии для Су-30МКИ был создан «интернациональный» комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, в состав которого вошли комплексы и системы 14 зарубежных фирм из 6 стран мира. Номенклатура авиационных средств поражения была значительно расширена за счет УР класса «воздух-воздух» РВВ-АЕ, класса «воздух-земля»: Х-59М, Х-31А/П и Х-29Л/Т/ТЕ, а также корректируемых авиабомб КАБ-500 и КАБ-1500.

Открытая архитектура бортового радиоэлектронного оборудования позволяет постоянно расширять арсенал используемых вооружений. А еще Су-30МКИ - первая в мире серийная машина, где была установлена РЛС с поворотной ФАР - «Барс», созданная НИИ Приборостроения. Помимо этого на истребителе было смонтировано новое катапультное кресло К-36Д-3,5 и ряд других новых систем российской разработки.

Всего Индии было поставлено 272 Су-30МКИ: по линии внешней торговли - 50 самолетов полностью собранных в России, остальные 222 - в виде технологических комплектов со сборкой на заводе корпорации HAL в Бангалоре. При этом боевые части, вооруженные Су-30МКИ, являются самыми многочисленными и боеспособными в составе ВВС Индии. На самолетах этого типа летает двенадцать эскадрилий из общего числа порядка тридцати полностью укомплектованных и боеготовых.

Семейство машин, основанных на Су-30МКИ, постоянно расширялось. По заказу Алжира была разработана модификация Су-30МКА, для Малайзии – Су-30МКМ.

Так продолжалось практически в течение 20 лет, в течение которых самолет развивался благодаря инозаказчикам. В итоге, экспортные машины стали основой для разработки модификации Су-30СМ, которые с 2012 года стали поступать в ВВС России. Всего ВКС и авиации ВМФ России было поставлено свыше 110 машин. Помимо этого, Су-30СМ приобрели союзники России по ОДКБ: Армения - 4 единицы, Белоруссия - 4 (заказано 12), Казахстан - 24 (36). Продвижение на рынок  экспортного варианта самолета – Су-30СМЭ – продолжается.

Как видим, F-15EX во многом повторяет путь, пройденный Су-30СМ. Такое же развитие за счет экспортных поставок и выход на технический уровень, когда самолет становится интересен и своим военным.

Следует особо отметить - оба самолета являются двухместными, а наличие второго члена экипажа является важным преимуществом этих машин. Во-первых, это значительно облегчает и ускоряет процесс обучения летного состава. Во-вторых, двухместный истребитель способен выполнять более широкий круг задач. Су-30СМ является, вероятно, наиболее сбалансированным боевым авиационным комплексом, стоящим на вооружении двух видов ВС России, и способен выполнять как задачи «воздух-воздух», так и наносить удары по наземным и морским целям.

Вот так емко и достаточно точно писал в самом начале воздушной операции ВКС России в Сирии Дейв Маджумдар — редактор журнала The National Interest по военным вопросам (сентябрь 2015 г.): «То, что Россия направила в Сирию Су-30СМ, вполне логично. Данный самолет несет мощную боевую нагрузку и обладает отличной дальностью. Более того, он является многоцелевым и может применяться как в воздушном бою, так и для борьбы с наземными целями. А это значит, что ему не нужны истребители боевого сопровождения. Кроме того, экипаж Су-30СМ состоит из двух человек, что весьма кстати при выполнении сложных задач. По этой же причине самолет ВВС США F-15E Strike Eagle и машина ВМС США F/A-18F Super Hornet, во многом являющиеся прямыми аналогами Су-30СМ, также двухместные».

Так, решение задачи обнаружения, опознавания и прицеливания возлагается на оператора, который освобожден от функций управления самолетом и оценки воздушной обстановки. Вот что говорит член экипажа Су-30СМ о работе самолета в Сирии: «Авиационной комплекс позволяет выполнять одновременно задачу по земле и по воздуху. У нас есть режим «раздельно», где летчик может выполнять прицеливание по воздуху, вести обзор воздушного пространства, и одновременно при этом штурман может выполнять задачи по нанесению удара по земле».

В контртеррористических конфликтах ударные задачи усложняются отсутствием линии фронта, точечным характером объектов поражения, близостью противника и своих войск (или гражданских лиц). Приведем слова штурмана самолета Су-30СМ: «Мы применяем различные виды вооружения, начиная от корректируемых авиационных бомб, заканчивая неуправляемыми авиационными бомбами. Непосредственно я как штурман занимаюсь навигацией, отвечаю за боевое применение, отвечаю за то, чтобы наш экипаж вышел в заданный район, в заданное время, нанес точечный удар секунда в секунду с минимальными отклонениями от координат».

Фактор многофункциональности крайне важен и для ВВС небольших государств, таких как Белоруссия и Армения, которые не могут позволить себе иметь большой парк боевых самолетов с ярко выраженной специализацией. А для Казахстана, с его огромной территорией, помимо этого важен также большой радиус действия этих тяжелых истребителей.

Так, в условиях ограниченности российской группировки в Сирии многофункциональность Су-30СМ оказалась востребованным качеством: «Самое главное отличие – это то, что наш авиационный комплекс может одновременно, подчеркну ещё раз слово «одновременно», наносить удары по земле и по воздуху. Бомбардировщик, когда наносит удар по наземным целям, нуждается в прикрытии. Наш Су-30СМ одновременно атакует наземную цель и осуществляет своё прикрытие с воздуха. Всё это происходит благодаря чёткой и слаженной работе экипажа», – рассказывает летчик ВКС РФ – участник операции в Сирии.

Фактор наличия двух членов экипажа критически важен и тогда, когда отсутствует поддержка со стороны самолетов ДРЛО и наземных систем освещения воздушной обстановки. Отметим, что именно так обстояли дела в Сирии на начальной фазе операции. В этих условиях самолет Су-30СМ с его мощным радиолокатором берет на себя часть функций обнаружения воздушных целей, а штурман ведет анализ обстановки и управления группой самолетов.

Кроме того, экипажу из двух человек легче выполнять длительные полеты над лишенной ориентиров местностью: пустыней, полярными льдами, океаном. Это серьезный психологический или даже психофизический фактор, который сыграл свою роль при выборе Су-30СМ в качестве основного нового самолета для морской авиации ВМФ России.

Несомненно, на решение американцев по закупкам F-15EX  повлияли и результаты учебных воздушных боев индийских и малазийских Су-30МКИ/МКМ, когда те участвовали в международных военных учениях (Red Flag и др.). «Сушки» не раз одерживали победы над F-15, F-16, Rafale, Typhoon и даже, по некоторым данным, F-22. В ближних боях Су-30-е добивались полного превосходства за счет сверхманевренности, а в схватках на большой дальности одерживали верх благодаря мощному локатору.

Бригадный генерал Мэтт Моллоу, командир 18-го авиакрыла ВВС США, по итогам учебных боев с Су-30МКМ Королевских ВВС Малайзии, так говорил о российских самолетах: «Мы летали с «Сухими» один на один, в условиях прямой видимости и вне ее, выполняли большое количество задач. Как и ожидалось, их новые самолеты прекрасно себя проявили. В полете они показали потрясающую маневренность во время выполнения основных боевых маневров. В ходе выполнения задач в условиях отсутствия прямой видимости истребители показали владение ситуацией в воздушном пространстве».

После учений в Великобритании в 2015 г. британские участники назвали Су-30МКИ сильнейшим боевым самолетом, созданным за пределами блока НАТО. А командир группы ВВС Индии Ашу Сривастав сообщил, что в воздушных боях на ближних дистанциях Су-30МКИ выиграли поединки у Typhoon со счетом 12:0. Он также добавил, что и в групповых боях преимущество Су-30МКИ сохраняется, хотя теперь оно уже не столь подавляющее, как было раньше.

Как видим, Су-30МКИ и Су-30СМ являлись ориентиром для США и в стратегии реализации программы F-15ЕХ, и в развитии его технических характеристик, и в разработке тактики боевого применения. Сейчас, когда преследователи начинают «дышать в затылок»,  российским конструкторам надо делать следующий шаг вперед. Специалисты отмечают, что «открытая архитектура» авионики Су-30СМ создает предпосылки для дальнейшего наращивания его боевых возможностей в ходе модернизации за счет интеграции новых радиоэлектронных систем и авиационного вооружения. В прессе сообщалось о предстоящей модернизации Су-30МКИ по программе «Супер-30», которая предусматривает совершенствование авионики и, в частности, бортового радиолокатора.​

Также ожидается появление анонсированной ранее модификации «тридцатки» - Су-30СМ2. Этот самолет будет отличаться составом бортового оборудования и вооружения. Новая модификация создается в соответствии с требованиями российских военных, и пока об ее характеристиках практически нет никакой информации. Мы также не располагаем достоверными сведениями о степени готовности Су-30СМ2. Между тем, различные интернет источники сообщают о сборке опытного образца и даже начале его летных испытаний (февраль с.г.).

Очевидно, что при создании Су-30СМ2 учитывается и появление такого конкурента, как F-15ЕХ. Судя по всему, предположительно, использовавшиеся ранее двигатели АЛ-31ФП с форсажной тягой по 12,5 тонн уступят место более мощным АЛ-41Ф-1С (14,5т.), ранее опробованным на Су-35С. Это обеспечит прирост тяги в четыре тонны на режиме «Полный Форсаж». Замена силовой установки даст Су-30СМ2 тяговооруженность, сравнимую с соответствующим показателем для F-15EX с двигателями F110-GE-129 (по 13,2 тонны тяги).

Таким образом можно констатировать, что военные двух стран - крупнейших военных держав мира, пришли к единому выводу, что двухместные многофункциональные боевые авиационные комплексы поколения 4+ являются эффективным дополнением к самолетам 5-го поколения, и в ближайшие десятилетия будут гарантированно решать поставленные перед ними задачи. А у нас будет возможность и в дальнейшем изучать и сравнивать их характеристики и, возможно, результаты боевого применения. Хотя последнего, все же, хотелось бы избежать.

Ранее опубликованные материалы по теме:

Новейшие истребители прошлого поколения

Старый-новый «Орел» авиацию не испортит


Владимир Карнозов



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики


Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов



Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1
А.Козлов, А.Сальников
Инновационные технологии в обеспечение создания авиационных двигателей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer