22 сентября 2011 г., Aviation Explorer – Компании Bombardier и Comac определили семь областей, в которых может быть установлено соответствие между программами создания узкофюзеляжных самолетов семейства CSeries и C919.
"В настоящее время мы работаем над формированием окончательных соглашений, однако временные рамки будут определены позднее", - сказал Бен Боэм, вице-президент компании Bombardier по вопросам международного сотрудничества. "Мы движемся вперед".
В марте текущего года компании приняли решение о начале рассмотрения вопроса потенциальной кооперации в ходе реализации программ по созданию вышеупомянутых самолетов. "Мы ищем области, в которых может быть достигнута некая унификация между двумя машинами", - сказал Боэм. "Если мы сможем работать сообща, то авиакомпаниям в дальнейшем будет проще эксплуатировать одновременно самолеты C919 и CSeries по сравнению с прочими моделями".
Среди областей сотрудничества: обслуживание клиентов, маркетинг, создание модификаций, систем, применение одних и тех же материалов, сотрудничество с общими поставщиками, а так же общность технологий и техпроцессов.
По словам Боэма, программы CSeries и C919 имеют 10 общих поставщиков, включая компании Liebherr (шасси), Honeywell (ВСУ) и Rockwell Collins (авионика). "Основная идея получения выгоды от наличия унификации заключается в том, что вместе мы можем стать более конкурентоспособными", - говорит Боэм. "Мы выделили семь основных областей, наличие унификации в которых может быть выгодно нашим клиентам. Например, если обе компании используют один и тот же алюминиево-литиевый материал, это может снизить затраты, а так же упростить отношения авиакомпании с поставщиками. "Так же они могут держать на складе меньше деталей, если они подходят к двум машинам".
Боэм выступал на Aviation Expo/China 2011 в Пекине. Компания Bombardier впервые привезла в Азию свой макет салона самолета семейства CSeries. Он отверг идею о том, что CSeries и C919 конкурировали, поскольку минимальная вместимость C919 в 160 пассажиров значительно превосходит максимальное количество мест в CS300 (145 кресел).
"Самолеты семейства CSeries больше подходят для задач расширения маршрутной сети, а C919 предназначен для использования на ключевых популярных направлениях", - сказал Боэм. "Еще один вариант – использование C919 в сезон высокого спроса, а затем переход на CS300, когда пик пассажиропотока миновал".
Он так же добавил, что некоторые китайские перевозчики проявили интерес к семейству CSeries, в частности благодаря возможности эксплуатации этих машин в условиях высоких температур и высокогорья, актуальных на западе Китая. "Все ведущие компании региона так или иначе интересуются нашими самолетами".