28 июня, AEX.RU – Минпромторг анонсировал фактическое сворачивание программы производства самолетов семейства Ту-204, что следует из правительственного проекта поправок в ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года», пишут Известия.
График производства самолетов до 2015 года сокращен с 27 до двух единиц, которые закупит президентский авиаотряд. Как следует из пояснительной записки к проекту поправок в ФЦП, корректировка поставок самолетов Ту-204 связана с изменениями, произошедшими на авиационном рынке после вступления России в ВТО.
«Вступление РФ в ВТО немедленно сказалось на конкурентности в эксплуатации новых отечественных ВС по сравнению с зарубежными аналогами, приобретенными авиакомпаниями по более низким ценам на вторичном рынке», — говорится в документе.
Кроме того, констатирует Минпромторг, на коммерческой привлекательности российских самолетов сказался рост цен на комплектующие, в частности двигатели. Высокие цены и качество самолетов Ту-204 не позволяют им конкурировать с передовыми зарубежными разработками.
В лизинговой компании «Ильюшин Финанс» (ИФК) подтвердили, что сейчас переговоры с конкретными заказчиками по самолетам Ту-204 и Ту-204СМ не ведутся. Те два самолета, которые планируется произвести до 2015 года, заказаны Управделами президента для специального летного отряда. Если и будут новые заказы на Ту-204, то, скорее всего, от госструктур, сказали в ИФК.
Источник издания в Объединенной авиастроительной корпорации также говорит только о возможных новых заказах со стороны государства. «В основном речь идет о работе в рамках формирования консолидированного государственного заказа», — пояснил он.
Потребность государственных ведомств в самолетах до 2018 года оценивается примерно в 100 единиц, однако твердых заказов на Ту-204 или Ту-204СМ они не делали.
В авиакомпании «Аэрофлот», чья дочерняя компания «Владивосток Авиа» эксплуатирует такие самолеты, скептически отнеслись к идее увеличения парка Ту-204. По словам представителя компании, это устаревшая модель и на данный момент самолет является экономически неэффективным.
В парке другого крупного перевозчика — компании «Трансаэро» сейчас два грузовых Ту-204-100С, а также три пассажирских Ту-214. В компании пояснили, что не планируют приобретать самолеты этого семейства, зато «Трансаэро» собирается закупать Sukhoi SuperJet 100.
Крупнейшим эксплуатантом Ту-204 является авиакомпания Red Wings, у которой сейчас восемь таких воздушных судов. Бывший владелец этой компании — банкир Александр Лебедев в свое время сделал целенаправленную ставку на этот тип воздушных судов. Заместитель министра промышленности и торговли Юрий Слюсарь на прошлой неделе заявил, что уже новые собственники Red Wings рассматривают возможность покупки 10 самолетов Ту-204СМ. Впрочем, чиновники и раньше делали аналогичные заявления, которые не выливались в новые заказы, отмечает издание.
Александр Лебедев возлагает вину за свертывание программы выпуска Ту-204 на правительство. «По факту последние 10 лет государство сворачивало программу производства самолетов «Ту», — сказал он. — Правительство, с одной стороны, должно создать льготы для потребителей такой техники, а с другой — обеспечить относительно крупное серийное производство, иначе всё это будет нерентабельно».
Подробнее