Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Новости 1 июня 2017 г.


В Минобороны назвали возможную причину катастрофы самолета Ту-154 над Черным морем

Сюжет: Катастрофа Ту-154 Минобороны России в Сочи 25 декабря 2016 года

Переслать новость другу

Ту-154 Минобороны РФ (RA-85572)

1 июня 2017 г., AEX.RU –  В среду стали известны результаты расследования катастрофы военного Ту-154Б-2, разбившегося в Черном море 25 декабря прошлого года после взлета с аэродрома Адлер. Комиссия полностью подтвердила изложенную еще 9 января версию о том, что управляющий им пилот потерял ориентировку в пространстве, попав во власть так называемых соматогравитационных иллюзий. Об этом пишет КоммерсантЪ.

В результате самолет с 92 пассажирами на борту потерпел катастрофу в управляемом полете, врезавшись в воду на большой скорости и с запредельным креном. В качестве сопутствующих катастрофе факторов эксперты назвали усталость и слабую профессиональную подготовку экипажа.

Участникам расследования удалось буквально посекундно реконструировать все обстоятельства произошедшей трагедии. По данным специалистов, рано утром 25 декабря Ту-154Б-2 800-й авиабазы особого назначения воздушно-космических сил (ВКС) РФ должен был выполнить два так называемых тренировочных полета по перевозке войск (пассажиров), техники и грузов. Оба они были запланированы по категории ВТ (вне трасс), при этом первый — из Чкаловского в Сочи — должен был пройти над территорией России, а второй — в сирийский город Латакия — относился уже к международным рейсам.

Первый перелет, по данным специалистов, прошел абсолютно штатно, не вызвав у экипажа никаких сложностей: рейс выполнялся в простых метеоусловиях, на борту находились 92 пассажира и всего 150 кг груза. Из Чкаловского лайнер стартовал в 1:38, а в 3:43 совершил в аэропорту Адлер (Сочи) так называемую техническую — без погрузки-разгрузки и высадки пассажиров — посадку (только для заправки топливом).

При этом взлет из Сочи с самого начала не задался. По мнению экспертов, командир Ту-154 Роман Волков «стал испытывать затруднения в определении своего местоположения» еще на земле — во время перемещения машины по рулежным дорожкам. Офицер никак не мог понять, с какой из двух полос аэродрома ему предстоит взлетать и каким путем лучше выруливать к началу этой полосы. С помощью автомобиля сопровождения лайнер тем не менее добрался до точки старта и в 5:24 поднялся в воздух с курсом 238°. Однако уже на седьмой секунде после взлета в кабине пилотов, как полагают расследователи, возникла особая ситуация: командир Волков начал эмоционально, с применением ненормативной лексики, выяснять у экипажа, каким именно курсом они взлетели. При этом майор, по мнению экспертов, упустил контроль за параметрами взлета сам, да еще и отвлек от работы коллег.

Оторвавшись от земли и задав машине правильный тангаж 15°, майор совершил первое нелогичное, с точки зрения расследователей, действие — отклонил штурвал от себя, замедлив таким образом набор высоты. На 53 сек. полета, когда самолет поднялся всего на 157 м, майор Волков приказал подчиненным убрать закрылки, хотя по регламенту их уборка предполагалась на высоте 500 м. При этом он сам продолжал отклонять штурвал от себя. В итоге машина, оказавшись на отметке 231 м, перешла на снижение. «Ух, ё-моё!» — выругался штурман, почувствовав, как перегрузки из обычных при взлете положительных вдруг стали отрицательными.

Самолет стал интенсивно, по 6–8 м/с, терять высоту, сработала сирена, предупреждающая экипаж об опасном сближении с поверхностью, в кабине замигало соответствующее красное табло, однако никто из летчиков не обратил на это внимания. Видимо, заподозрил неладное все тот же штурман, задавший неизвестно кому риторический вопрос с использованием нецензурного слова, на который, впрочем, так и не получил ответа.

Действия командира тем временем стали не просто странными, а, по сути, самоубийственными: шедший в разворот с небольшим правым креном примерно 10°, он резко перевел в крутой левый крен 53°. С учетом этого маневра снижение пошло втрое быстрее.

По данным самописца, на 70-й секунде полета Ту-154 находился всего в 90 м от поверхности воды. При этом каждую секунду он опускался еще на 20 м ниже и продолжал идти с большим левым креном. Уже в этот момент, по мнению специалистов, самолет и все его пассажиры были обречены: вывести машину из снижения в такой ситуации не смог бы даже опытный летчик-испытатель.

На высоте 67 м сработала сигнализация «Левый крен велик», а когда до воды оставалось 34 м, командир Волков, видимо, попытался исправить свою ошибку, повернув штурвал до упора вправо. Это его действие, впрочем, уже не имело смысла: на 73-й секунде полета машина, задев левым крылом поверхность моря, развалилась на части и затонула. В момент столкновения левый крен был около 50°, а приборная скорость — 540 км/ч, самолет успел пролететь над морем 1270 м, значительно отклонившись от заданного курса влево.

Причиной катастрофы военные эксперты назвали потерю командиром Волковым ориентировки в пространстве. Близкие к расследованию источники пояснили, что, потеряв сразу после взлета видимые ориентиры — хорошо освещенные зону аэродрома, береговую линию — и оказавшись в ночном мареве над Черным морем, управляющий пилот оказался во власти соматогравитационных иллюзий. Вместо того чтобы довериться показаниям приборов, как того требуют все летные инструкции, пилот Волков стал ориентироваться на собственные физиологические ощущения. Вестибулярный аппарат «подсказал» ему, что машина слишком интенсивно набирает высоту, и летчик начал опускать нос самолета. Иллюзорным, очевидно, было и ощущение самопроизвольного увода самолета вправо, который командир решил компенсировать поворотом штурвала влево. В итоге его действия из системных превратились в хаотичные и стали напоминать, по выражению одного из экспертов, «паническое шараханье из стороны в сторону заблудившегося в лесу человека».

Подробнее



 
 

Другие сообщения в сюжете

30 декабря 2021 г.
 
30 июля 2021 г.
 
23 июня 2021 г.
 
14 апреля 2020 г.
 
13 января 2020 г.
 

комментарии (4):

Простой инженер      01/06/2017 [12:19:15]#1
"Тренировочный полёт" с пассажирами? в зону боевых действий?
"сработала сирена, ... замигало красное табло, однако никто из летчиков не обратил на это внимания" - это вообще как?

unknown traffic      01/06/2017 [17:59:17]#2
Какой то бред! Сначала писали, что самолёт еле оторвался от полосы, теперь летит как ракета в небо! Вообще тангаж в 15 градусов после отрыва для Ту-154 это уже предсрывной режим. КВС "передрал" штурвал и решил уменьшить тангаж, а уборка закрылков привело к сваливанию. Написать грамотно и то не могут!!!

ССИ      02/06/2017 [09:08:03]#3
Исходя из всего вышеизложенного, можно прийти к выводу, что ВСЕ военные летчики ...удаки! Но, вылет ДОЛЖЕН был произойти утром (пассажиры прибыли к 7 часам), а улетели ночью.... Почему НЕ ЗАМЕНИЛИ экипаж? Можно утверждать, что КВС "...потерял ориентировку, не знал, по какой полосе взлетает..." и прочую чушь! Кто РЕАЛЬНО поверит в эту галиматью?

AVIADED      02/06/2017 [15:20:05]#4
Простите, я все не читал.. А взлетный вес несчастного ВС соответствовал РЛЭ или ВС был перегружен? Насколько? Простая арифметика: Вес пустого, 56 т ( с доработками ????????)+ топливо ( баки 39, 7 с учетом на обратную дорогу) + комерческая (пассажиры+подарки, 14т ????) = 109, 7 (???) Может отсюда и вся история начинается? Хотя такой перегруз для пилотов, прошедших советский период, не проблемма




 

 










Новости






Архив:

Май
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBtjcc
Осуществляем услуги: http://remont.youdo.com/carpentry/grinding/walls/, лучшие цены тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer